ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ: в профессиональном образовании при изучении профессиональных дисциплин.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНАЯ ИННОВАЦИЯ: дуальное обучение позволяет объединить практику и теоретические знания. Выпускники, которые обучались в таком формате, владеют более широким набором навыков, чем окончившие стандартные программы.
При таком формате теорию студенты осваивают за партами, а практику — в реальной рабочей среде. И хотя обучение на рабочем месте существовало веками, если не тысячелетиями, цифровизация обновила этот подход. Например, для обучения профессиям, которые не требуют очного присутствия, создают инструменты удалённого дуального обучения, в частности виртуальные лаборатории.
Параллельно развиваются методы сбора и анализа данных. Так, учащиеся могут записывать свои действия с помощью устройств дополненной реальности или сохранять проекты в цифровых портфолио, чтобы доступ к ним имели не только менторы из компании, но и преподаватели из университета. С оцениванием связана, кстати, одна из проблем дуального обучения: если задания действительно связаны с работой компании, то доступ к результатам может быть ограничен коммерческой тайной или внутренними правилами.
По данным статистического обзора «Среднее профессиональное образование в России», в 2020/2021 учебном году 14,7% организаций СПО в стране использовали технологии дуального обучения. Мастерские, где студенты колледжей учатся на практике, действуют в рамках проектов «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет».
Недавно приняли закон об учебно-производственных комплексах — их можно открывать при любых техникумах, колледжах, вузах и центрах подготовки рабочих и служащих.
В российском высшем образовании много примеров сотрудничества с представителями реального сектора, то есть будущими работодателями студентов, через индустриальные партнёрства. Например, у таких гигантов, как «Газпром нефть» и «Сбер», целая сеть партнёрств с разными учебными заведениями. Но и не настолько крупные компании тоже выступают партнёрами программ бакалавриата и магистратуры — предлагают для обучения реальные кейсы из своей практики, организуют стажировки для студентов.
С 2022 года в вузах, как сообщало Минобрнауки, реализуется 16 программ по новой сетевой форме обучения, которая предполагает организацию обучения с использованием ресурсов вузов, а также промышленных предприятий и компаний. Цель таких сетевых объединений как раз в оптимизации соотношения теоретической и практической подготовки, обучение будущих специалистов под нужды конкретных предприятий.